«Я всегда много занимался со студентами проектной деятельностью: мы программируем, работаем с „железом“, пишем алгоритмы. Мне кажется, это намного интереснее, чем обычные занятия. Робототехника в этом плане очень широкая наука. Внутри одного проекта можно заниматься и программированием, и искусственным интеллектом, и микроконтроллерами, и системами управления. Всегда стараюсь выстроить работу так, чтобы было интересно всем: и мне, и студентам. Иногда это получается (смеется)», – считает Александр.
«Говорят, я добрый преподаватель, но, думаю, обманывают (смеется). Всегда есть студенты, с которыми отношения не складываются, появляются обиды и недопонимание. Мне кажется, я справедливый», – уверен политехник.
«Естественные условия – это грязь, снег, лед и прочие уличные помехи, которые могут повлиять на движение робота. Нужно уметь определить такие факторы и приспособится к ним. Это очень сложная задача, потому что сейчас нет алгоритмов, которые бы в общем случае решали такую задачу, только частные. Как пример – проблемы роботов-доставщиков от Яндекса, которые зимой 2020 года застревали в снегу и без посторонней помощи не могли выбраться. Мы же пытаемся придумать алгоритмы, которые должны помочь роботу понять, что под ним снег, что его колеса скользят, и как в итоге управлять ими, чтобы выбраться», – объясняет Александр.
«В каждом таком крупном проекте собирается разношерстная команда студентов с разных курсов, причем глобально все они связаны. Мы регулярно собираемся все вместе, каждый рассказывает о результатах своей части работы. Получается, что ребята не только видят, что делают они, но и как их деятельность стыкуется с работой других. Такая „мини-компания“ в рамках вуза», — рассказывает Александр.
«Это очень сложный вид спорта, который требует от спортсмена постоянных тренировок и анализа соперников. Помню, как в 2019 году поехал на первый крупный турнир в Санкт-Петербург. Оказалось, что я играю на уровне школьников центральной России. Поэтому, вернувшись, я купил себе профессиональный стол. И, конечно, начал рассказывать своим студентам о футболе. Нас собралось всего около восьми человек, и мы начали тренироваться. Как-то решили, что хотим поставить стол прямо в корпусе ТПУ. Договорились, установили, а дальше все закрутилось: я выиграл грант и вывел настольный футбол в Томске на всероссийский уровень. В промежутке создали команду от Томского политеха и начали участвовать в соревнованиях. На последнем этапе Кубка России заняли призовые места», – рассказывает молодой преподаватель.
«Робототехника — как игра в кикер: и там, и там нужно много думать и анализировать. К сожалению, до сих пор не получилось встроить настольный футбол в студенческий спорт. Это моя цель на ближайшее время», — делится планам Александр.
«Мне нравится, что я могу заниматься каждый день чем-то новым. Сегодня я даю знания по предметам студентам, а уже завтра занимаюсь новыми алгоритмами и исследованиями. Большой плюс в том, что я сам определяю направление своего научного развития. При этом хочу развиваться как преподаватель – делать интересные занятия, рассказывать об актуальных темах, своим примером показывать студентам, что нет ничего невозможного», – добавляет преподаватель.