На «Больших вызовах» в образовательном центре «Сириус» коллектив Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева под руководством проректора по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Алексея Титова вместе с участниками направления «Освоение Арктики и мирового океана» реализуют разработку робота AquaBot Explorer.
Морской робот предназначен для выполнения подводного и надводного мониторинга водных ресурсов. Проект реализуется в рамках программы «Приоритет 2030» — «Развитие морских роботизированных технологий в Каспийском регионе („Морской робот“)» в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева.
![](https://static.tildacdn.com/tild6232-3331-4435-a563-393166356365/photo_52853355288389.jpg)
Руководитель проекта Алексей Титов рассказал о том, чем занимается команда.
«Участники смены, а это надо понимать школьники (лучшие школьники страны, собранные со всех уголков нашей необъятной родины) разных возрастных групп, работают в очень интенсивном режиме. Работа над проектом AquaBot Explorer подразумевает стопроцентную вовлечённость и выполнение каждым из участников различных исследовательских задач. При этом отмечу, что задачи разноплановые, достаточно сложные, и каждый член команды дополняет друг друга с учётом имеющих навыков и вновь получаемых знаний на программе.
В качестве примеров приведу несколько задач, которые сейчас выполняются командой: разрабатывается веб-интерфейс для удалённого управления функционалом морского робота AquaBot Explorer, моделируются сценарии поведения морского робота в профессиональной среде САПР с учётом возможных динамических нагрузок. Участники программируют, присоединяют различные датчики и сенсоры к программно-аппаратному комплексу морского робота, создают презентацию по проекту и медиаматериалы для его продвижения», — делится проректор.
![](https://static.tildacdn.com/tild6338-6532-4564-a630-366130633437/photo_52853355288389.jpg)
Для участников смены также проводятся занятия от представителей партнёров программы: Объединенная судостроительная корпорация, Ситроникс, Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований, СервисСофт, Смелком Роботикс, НТК «МорРоботСистем», Марлин-Юг, НБИКС, Морской гидрофизический институт Российской академии наук.
По словам руководителя проекта, совместная работа со столь представительным научным и профессиональным сообществом является частью деятельности их коллектива.
По словам руководителя проекта, совместная работа со столь представительным научным и профессиональным сообществом является частью деятельности их коллектива.
«Мы обмениваемся с коллегами научными результатами по проектам в области морской робототехники, университетскими образовательными практиками.
Так, в рамках встречи с Павлом Хлюпиным, членом правления „Национальной Ассоциации участников рынка робототехники“, мы договорились о совместных форматах взаимодействия. У Ассоциации есть потребность в формировании повестки по направлению „Морская робототехника“. С учётом имеющегося у нас в университете задела и участников Южного морского хаба в области морской робототехники, вузов-партнёров СевГУ и ЮФУ, мы сможем внести значительный вклад в деятельность Ассоциации по указанному направлению».
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-3734-4132-b334-623033366530/rukopozhatie-2.jpg)
В рамках встречи с Тимофеем Никулиным, руководителем проекта Data Culture факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, обсудили возможность использования опыта ВШЭ по реализации сквозной дисциплины «Цифровая грамотность» для всех студентов университета. В НИУ ВШЭ с 2017 года реализуется этот проект, и в 2022/2023 учебном году свыше 23 тысяч студентов прошли обучение в рамках линеек дисциплин Data Culture. Важно, что проект имеет сквозную направленность для студентов всех направлений. Он апробирован и имеет методические модули: «Цифровая грамотность», «Основы методологии программирования», «Основы анализа данных», «Машинное обучение», «Глубинное обучение».
![](https://static.tildacdn.com/tild3464-3235-4938-b837-616335643462/photo_52853355288389.jpg)
Также для участников образовательной программы руководитель стратегического проекта Алексей Титов прочитал лекции по наиболее актуальным проблемам развития морской робототехники:
1) Будущее морской науки: эволюция беспилотных технологий и их роль в исследовании мирового океана.
2) Навигация и ориентация в морском пространстве: передовые беспилотные системы и их применение в подводных исследованиях.
3) Глубины океана: разрабатываем и внедряем инновационные беспилотные подводные системы.
1) Будущее морской науки: эволюция беспилотных технологий и их роль в исследовании мирового океана.
2) Навигация и ориентация в морском пространстве: передовые беспилотные системы и их применение в подводных исследованиях.
3) Глубины океана: разрабатываем и внедряем инновационные беспилотные подводные системы.
![](https://static.tildacdn.com/tild6636-3236-4362-b631-653830366661/photo_52853355288389.jpg)
«Ещё в прошлом году при чтении лекций я использовал цифрового помощника „Нефедора“, созданного при помощи технологии Visper.tech. Цифровой помощник позволяет значительно привлечь внимание участников к тому материалу, который демонстрируется. В этом году мною были дополнены материалы, которые „Нефедор“ прочитал участникам программы по морской робототехнике», — рассказывает проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам.
Командная работа участников образовательной программы «Большие вызовы» продлится до 24 июля. В завершении участники представят проекты по направлению «Освоение Арктики и мирового океана»:
1) Нейронная сеть для черноморского планктона.
2) Экофлот: беспилотные электрические суда и инфраструктура зарядных станций.
3) Разработка программно-аппаратного комплекса для автономного управления судном при помощи методов машинного зрения.
4) Aquabot Explorer — система комплексного визуального надводного и подводного мониторинга водных ресурсов.
5) Модель глубоководного автономного дрейфующего буя для работы в высоких широтах.
6) Электротермическая система на основе индукционных технологий для объектов Арктического шельфа.
1) Нейронная сеть для черноморского планктона.
2) Экофлот: беспилотные электрические суда и инфраструктура зарядных станций.
3) Разработка программно-аппаратного комплекса для автономного управления судном при помощи методов машинного зрения.
4) Aquabot Explorer — система комплексного визуального надводного и подводного мониторинга водных ресурсов.
5) Модель глубоководного автономного дрейфующего буя для работы в высоких широтах.
6) Электротермическая система на основе индукционных технологий для объектов Арктического шельфа.
![](https://static.tildacdn.com/tild6232-6361-4164-a263-316237373361/photo_52853355288389.jpg)