Новости НАУРР

Средний чек на создание роботизированного распредцентра пропорционален 25-30% прибыли до вычета расходов

Российский рынок складской роботизации переживает перелом: если в 2022 году 80% проектов концентрировались на строительстве новых объектов, то сейчас, в условиях высокой ключевой ставки, акцент делается на модернизации существующих площадей без остановки их работы. Об этом на вебинаре «Рынок роботизации логистики в России» заявил исполнительный директор «КСЛ» Василий Демин.

Примером такого подхода, по словам эксперта, может служить компания S3 (LR. крупный дистрибутор светотехники и электротехники, товаров для дома и сада, цифровой техники и аксессуаров). Этот дистрибутор за 10 лет провел 12 реконструкций на складе площадью 130 тыс. кв. метров, не останавливая его работу. Кроме того, темпы роботизации различаются в зависимости от сегмента рынка, отмечает Василий Демин.
– Ритейл остается абсолютным лидером по внедрению роботизированных решений в России. В 2024 году наблюдалось активное внедрение пилотных проектов, а основной объем работ запланирован на 2025-2026 годы, – добавил эксперт.
По словам Василия Демина, для ритейла склад – это производство, поэтому полная роботизация всех процессов крайне затратна. Например, средний чек на создание одного роботизированного распредцентра пропорционален 25-30% EBITDA компании (LR. прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации). Кроме того, отсутствие «референсных проектов» в России – еще одна проблема, с которой сталкиваются участники рынка. Она вынуждает компании ориентироваться на зарубежный опыт, например, китайский. Однако копировать их в точности нельзя, нужно учитывать российскую специфику в вопросах количества позиций или тары. Для производителей ключевым драйвером роботизации является дефицит персонала, считает Василий Демин. Кадровый голод критически влияет на непрерывность производственного процесса. Склады часто работают по 8 часов 5 дней в неделю, тогда как производство функционирует 24/7.
– Проблема заключается не только в производительности, но и в обеспечении бесперебойной подачи и вывода продукции. Кроме того, многие предприятия расположены в черте города, что ограничивает возможности их расширения, – добавил эксперт.
Что касается дистрибьюторов, с течением времени они перестали быть «фаворитами среди клиентов для любого поставщика складской техники».
– Дистрибьюторы сталкиваются с высокой конкуренцией, в том числе со стороны ритейла. Это снижает их маржинальность, делает компании более осторожными в инвестициях и вынуждает их искать недорогие решения, такие как напольная робототехника, – объяснил Василий Демин.
Помимо отсутствия успешно реализованных проектов в России и высокой стоимости, барьерами развития роботизации эксперт называет отсутствие гарантий от поставщиков, а также сложности интеграции оборудования и программного обеспечения разных производителей. Напомним, что по оценкам директора по развитию логистики «Магнит» Ильи Кучмы, стоимость роботизированного склада составляет около 150 тыс. рублей за кв. метр. LR

Источник