Доработанный совместно с бизнес-сообществом проект дорожной карты Трансформации делового климата (ТДК) по снятию регуляторных ограничений при использовании беспилотных авиационных систем (БАС) в различных отраслях экономики направлен в Правительство. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития России Максим Колесников в ходе сессии «Цифровое небо: технологии глобального лидерства России для массового применения беспилотной авиации» Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2024.
По словам замминистра, при анализе существующих ограничений были выявлены нормативные барьеры в 4 клиентских путях: эксплуатантов БАС для выполнения работ по аэрологистике, сельхозработ, воздушной съемке и сертификации БАС.
По словам замминистра, при анализе существующих ограничений были выявлены нормативные барьеры в 4 клиентских путях: эксплуатантов БАС для выполнения работ по аэрологистике, сельхозработ, воздушной съемке и сертификации БАС.
«Дорожные карты по трансформации делового климата – системный инструмент регуляторики. ТДК была разработана на основе тех клиентских путей, с которым сталкиваются участники этого процесса. В конце мая она была внесена в Правительство», – подчеркнул Максим Колесников.
Текущий проект «карты» учитывает ряд направлений. Они касаются сокращения времени сертификации типовых конструкций БАС, в том числе с привлечением более широкого круга экспертов, установления порядка предоставления информации из базы данных учета гражданских воздушных систем госорганам, юридическим и физическим лицам. Для безопасных полетов беспилотников предусмотрено предоставление актуальной метеорологической информации и утверждение требований к оснащению БАС оборудованием связи для их безопасной интеграции в воздушное пространство. Кроме того, предполагается установить форму свидетельства внешнего пилота, наличие которой предусмотрено воздушным законодательством, но самой формы нет, а также порядок получения разрешений на аэросъемку и случаи, когда они не требуются.
Отдельный блок вопросов касается упрощения применения БАС в сельском хозяйстве. Речь, в частности, идет о сокращении санитарных разрывов при внесении пестицидов, исключении избыточных требований к аэродромной инфраструктуре и невозможности применения БАС, когда используется наземная техника.
Отдельный блок вопросов касается упрощения применения БАС в сельском хозяйстве. Речь, в частности, идет о сокращении санитарных разрывов при внесении пестицидов, исключении избыточных требований к аэродромной инфраструктуре и невозможности применения БАС, когда используется наземная техника.
«Принятие дорожной карты сохраняет возможность дальнейшей дискуссии по ее дополнению и расширению», – подчеркнул Максим Колесников.
Он также добавил, что основной механизм тестирования и внедрения технологий БАС – это экспериментальные правовые режимы. Сегодня установлено 9 ЭПР, эксперименты реализуются на территории 23 регионов, в них участвуют 93 компании и 14 индивидуальных предпринимателей.
«В установленных ЭПР беспилотники применяются для коммерческой воздушной перевозки грузов, проведения технологических испытаний и выполнения авиационных работ, включая работы по защите с/х культур и охране лесов от пожаров», – прокомментировал Максим Колесников.
В дискуссии также приняли участие губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, руководитель Росавиации Дмитрий Ядров, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. Модератором выступил генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.