- На первоначальном этапе требовалось искать самые простые, но очень оперативные решения. "Тесвел" в минимальные сроки переориентировался на роботов из Китая, а также наладил схемы доставки оборудования по параллельному импорту. В итоге объемы поставок даже выросли: если раньше мы ежегодно покупали за границей 10-15 роботов, то за минувший год компания привезла в Россию 70 роботов - как для собственных проектов, так и для других интеграторов. Мы были первой компанией, которая пошла по этому пути.
- Печально, но факт: на данный момент в России производителей промышленных роботов практически нет. АВТОВАЗ предпринимал попытки производить роботов по лицензии, но история, к сожалению, закончилась неудачно. Сегодня в нашей стране работает лишь одна компания, которая уже несколько лет пытается собирать одну модель.
- Он пока невелик по сравнению с другими более развитыми в вопросах роботизации странами. Например, в Германии ежегодно продается порядка 50-60 тысяч промышленных роботов. В Китае огромный всплеск роботизации производств, последний показатель - 240 тысяч роботов появилось на их различных производствах за год.
- Мой преподаватель в вузе любил говорить: "Не нужно гениальных озарений - идите в открытые двери". Образцом для развития нашей отрасли робототехники должен стать Китай. Поднебесная уже более 15 лет масштабно развивает производство промышленных роботов. Эту отрасль активно поддерживает государство, например, субсидирует компании, готовые вкладываться в робототехнику. Мы планируем пойти по тому же пути.
К тому же у нас есть опыт запуска нового производства. Четыре года мы активно продвигаем оборудование для генерации технических газов: мы разработали и производим промышленные генераторы азота и осушители воздуха. И единственный компонент, который мы на данный момент привозим из Китая, - это наполнитель для генераторов азота (адсорбент). А остальные 90 процентов комплектующих, в том числе система управления, - российского производства.
- С промышленных шестиосевых роботов-манипуляторов, так как они сейчас наиболее востребованы на рынке. У нас запланирована широкая номенклатура таких роботов, которые должны закрыть все потребности, в первую очередь потребности автопрома.
- Как любой начинающий производитель, мы создали дорожную карту по локализации сборки. На первом этапе часть комплектующих будет привозиться из Китая, некоторые детали будут изначально российскими. Постепенно будем замещать импортные комплектующие на отечественные. Мы планируем за пять лет повысить уровень локализации до 50 процентов.
- Металлообработка, машиностроение, сварочные технологии - на данный момент порядка 70 процентов запросов на роботизацию, которые мы получаем, связаны именно с этими сферами. Причем роботы востребованы не только на предприятиях-гигантах, таких как АВТОВАЗ, но и на средних и даже малых предприятиях. А все потому, что сегодня на российских заводах и фабриках катастрофически не хватает рабочих рук. Рынок труда перегрет. Меняется соотношение зарплаты квалифицированного работника и стоимости роботов, сроки окупаемости оборудования уменьшаются на порядок. Совокупность этих факторов увеличивает экономическую выгоду применения роботов на производствах.