«Заявки на роботов есть, сейчас мы работаем с большими компаниями в автомобилестроении и машиностроении, потребности которых в роботах исчисляются десятками», — отметил Александр Горькуша.
«Представьте, мы приобретаем порядка двух тонн металла за 250‒300 тысяч рублей, чтобы самостоятельно, силами коллектива в 230 человек, изготовить корпус, редуктор и другую компонентную базу для робота, а потом устанавливаем на него импортный комплект из шести двигателей на полтора миллиона рублей — и получается, что в денежном эквиваленте наша доля в изделии невелика, а ведь сколько труда нами затрачено, чтобы из куска металла сделать робота» », — говорит Александр Горькуша.
«Мы ко всем обращались за локализацией двигателей, кто-то называет срок два года, кто-то — пять на условиях, что по техническому заданию мы оплатим пять лет разработок, чтобы дождаться результата, а это очень дорого, — поясняет Александр Горькуша.
«Нам, к примеру, в следующем году может понадобиться тысяча двигателей, но для нового производства двигателей, которое инвестирует три-четыре миллиарда рублей в проект, этого мало, для окупаемости ему надо изготавливать 30‒50 тысяч двигателей в год, а значит, таких потребителей, как Завод роботов, в России должно быть как минимум пять», — резюмирует Горькуша.
«Создавались роботы для ликвидации чрезвычайных ситуаций и полетов в космос в Советском Союзе, но это были единичные и мелкосерийные экземпляры, а крупносерийного выпуска промышленных манипуляторов, особенно многоосевых с высокой грузоподъемностью, способных выдержать большое число циклов и сохранять точность в позиционировании, не было», — отмечает Роман Копосов.
«То, что сейчас происходит на рынке робототехники, напоминает старую историю с автомобильной промышленностью: мы долгое время локализовали сборку иностранных машин под своими брендами, но в итоге собираем машины из готовых комплектов, прикручивая свой логотип», — заключает он.
«Технологиям промышленных роботов, которые существуют в нынешнем виде, более сорока лет. Нужно ли нам сейчас тратить силы, время и средства на то, чтобы их копировать и дожидаться хорошего результата десять лет? С той скоростью, с которой идет прогресс, через десять лет, возможно, уже будут роботы-гуманоиды с искусственным интеллектом, а промышленные роботы-манипуляторы отойдут в прошлое. И опять мы будем догонять? Если во что-то и вкладываться, так в более новое, современное, передовое. Как Уэйн Гретцки говорил: “Хорошие игроки находятся там, где шайба. Великие — там, где она будет”».
«За два года многие повернулись в сторону Китая, стали изучать производителей роботов, к которым до этого интереса не было, наши партнеры-интеграторы перепробовали по три-четыре поставщика и более, а теперь мы видим тенденцию, что они возвращаются к тем же производителям, с которыми работали до 2022 года — кто-то полностью, а кто-то пытается комбинировать в проектах китайских и, как вариант, японских роботов, — рассказывает Роман Тимофеев.
«Показатель “надежность” в китайских роботах условен, они сами не знают, сколько он продержится, называют примерную цифру в три-четыре года, тогда как хороший промышленный робот рассчитан на то, чтобы как минимум десять лет отработать без проблем», — говорит Роман Тимофеев.
«Если у западных производителей подробная документация идет в комплекте, то в Китае информацию как-то больше в устной форме передают, там нет подробных мануалов, инструкций, руководства по эксплуатации не существует. А начинаешь вопросы им задавать, в ответ — тишина», — рассказывают в «Робовизарде».
«Мы не из вредности не сотрудничаем с ними, ведь если ехать в Китай, самостоятельно искать, смотреть и пробовать, то можно подобрать хорошие компоненты, но тогда на исследование рынка уйдут такие деньги, которые целесообразны только при торговле этими компонентами. А когда мы в России связываемся с поставщиками, то сталкиваемся с очень низкой квалификацией: о товаре знают только то, что в буклете написано, сервиса нет, срок поставки большой».Интеграторы с сожалением отмечают, что если раньше производители роботов, особенно европейские, держали в России свои склады, обеспечивали качество и поддержку квалифицированными специалистами, то теперь с этим проблема. А торговые компании, поставляющие китайскую продукцию, не спешат вкладываться в продукт, концентрируясь на сиюминутной выгоде и занимая выжидательную позицию: может, мировые лидеры еще вернутся.
«Есть небольшие роботы, которые китайцы научились более или менее делать и выпускают массово, — они могут быть в два раза дешевле японских, а если это большие, тяжелые машины, то разница в цене может быть несущественной, китайский робот может даже быть дороже японского».
«При своевременном обслуживании и замене запчастей наши роботы прослужат 20‒25 лет, практически любую поломку можно устранить в кратчайший срок: если это гарантийный случай и дистанционно интеграторы сообщают, что сломалось, сервисные инженеры приезжают с этими запчастями и меняют, — рассказывает Александр Горькуша. — Более того, мы готовы предоставлять услугу, которой раньше в отрасли не было, — подменного робота, если машина вышла из строя, а диагностика не дает результатов». Доставку робота компания готова осуществить в течение суток, в зависимости от логистического плеча, установить нужные программы, прогнать по технологической цепочке и оставить работать у клиента, пока поломанный робот будет в сервисе.
«Рынок у нас маленький, мы знакомы практически со всеми. Так вот: сильных интеграторов, у которых есть опыт, компетенции, грамотные сотрудники для выполнения проектов любой сложности, — порядка двадцати компаний», — говорит он.
«Мы уже в состоянии двигаться вперед сами, но молодым трудно, потому что в команде нужен конструкторский блок, а у нас в принципе станкостроение в упадке и специалистов мало. Нужны программисты, но сектор IT растет и перетягивает кадры на себя. К тому же в робототехнике своя специфика, надо всех обучать», — говорит Илья Седогин.
«Нам постоянно приходят сообщения: “Помогите, давайте автоматизируем хоть что-нибудь!”» — говорят в «Робовизарде».«Вы не представляете, сколько человек, и чаще всего это мигранты, могут на кондитерской фабрике сидеть в отделе упаковки и раскладывать конфеты по коробкам — да их там тысяча! Из них 80 процентов можно смело убрать, заменив роботами», — рассказывают в «Робокоме». Из тех же соображений дефицита кадров ЧКПЗ стал первым заказчиком роботов-манипуляторов в своем холдинге.
«Мы же на ЧКПЗ роботов ставим не потому, что хотим людей уволить, а потому, что их просто нет, — поясняет Александр Горькуша. — Проще взять и обучить одного оператора роботизированного комплекса, чем найти для производства 12 операторов станков с ЧПУ».
«Мы созрели, чтобы роботизироваться, у нас люди дорого стоят, не хотите к нам приехать и что-то предложить?» Пусть приедут эксперты и расскажут, что можно автоматизировать, где это выгодно делать, а где нет», — считает он.
«Сначала требуется порядок в существующих процессах выстроить, а уже потом думать о том, где и как можно заменить человека роботом на рутинных, тяжелых операциях»
«Надо думать о том, как сделать робота более гибким, где-то более простым в использовании, чтобы не требовалось супернавыков у персонала, который будет с ним работать», — говорит Роман Тимофеев. Но сделать робота умнее — задача не для роботостроения, а для разработки датчиков, софта. По мнению эксперта, в эту сторону и надо развиваться, отечественные решения могут быть конкурентоспособными во всем мире, где также есть задачи по применению роботов на малых предприятиях и небольших сериях, где невозможно использовать автоматизированные линии. И если задачу увеличить плотность роботизации в стране рассматривать в этом ключе, то может получиться что-то дельное.