Обеспечение квалифицированными инженерными кадрами предприятий машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов стало темой совместного заседания Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям. С развернутым докладом на нем выступил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
Председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов отметил, что для достижения более высоких темпов развития российского производства необходимо решить вопрос с нехваткой квалифицированных кадров.
Председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов отметил, что для достижения более высоких темпов развития российского производства необходимо решить вопрос с нехваткой квалифицированных кадров.
«Потребность промышленности в кадрах с началом СВО значительно возросла. Это обусловлено в первую очередь увеличением объемов производства военной и иной продукции, в том числе той, которую ранее закупали за рубежом», — сказал Сергей Чемезов.
По его словам, сегодня экспертным сообществом СоюзМаш предпринимаются различные меры, направленные на пополнение кадров в промышленности. В их числе инициативы по выделению дополнительных бюджетных мест в учебных заведениях, профориентация по инженерно-техническим направлениям, привлечение молодых специалистов из других отраслей и различные виды стимулирования интереса к инженерным специальностям.
Среди важных мер, направленных на рост уровня подготовки профессиональных кадров для промышленности, Сергей Чемезов назвал формирование новой национальной системы высшего образования в России, проекты «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы» и «Профессионалитет».
Первый заместитель председателя Cоюза машиностроителей России, президент Лиги Владимир Гутенев отметил, что традиционно в работе СоюзМаш большое внимание уделяется молодежной и кадровой политике.
Среди важных мер, направленных на рост уровня подготовки профессиональных кадров для промышленности, Сергей Чемезов назвал формирование новой национальной системы высшего образования в России, проекты «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы» и «Профессионалитет».
Первый заместитель председателя Cоюза машиностроителей России, президент Лиги Владимир Гутенев отметил, что традиционно в работе СоюзМаш большое внимание уделяется молодежной и кадровой политике.
«В новых условиях кадровое направление приобрело стратегически важный характер, поскольку обеспечение обороноспособности и технической независимости во многом зависят от квалифицированных специалистов», — рассказал Владимир Гутенев.
Он подчеркнул, что в Минобрнауки России понимают вызовы, с которыми сегодня сталкивается машиностроительная отрасль, и предлагают ряд новых важных решений.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил важность совместной работы по подготовке квалифицированных инженерных кадров и в целом по достижению технологической независимости страны.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил важность совместной работы по подготовке квалифицированных инженерных кадров и в целом по достижению технологической независимости страны.
«Есть серьезные вызовы, которые стоят не только перед высшей школой, а в целом перед страной. Мы на них отвечаем, но без объединения усилий с вами, представителями промышленности, решить эти задачи будет сложно», — сказал Министр.
Среди мер, которые сегодня применяет ведомство для совершенствования подготовки инженерных кадров, Валерий Фальков отметил ежегодный рост бюджетных мест в вузах, начиная с 2020 года. В этом году выделено 251 783 места по 23 укрупненным группам специальностей и направлений, которые имеют определяющее значение для технологического и экономического развития России. Лидерами по количеству бюджетных мест стали «Информатика и вычислительная техника» (почти 50 тыс. мест), «Машиностроение» (более 21 тыс. мест), «Электро- и теплоэнергетика» (почти 20 тыс. мест), «Техника и технологии наземного транспорта» (более 18,5 тыс. мест).
По словам главы Минобрнауки России, из-за недостаточно высокого качества подготовки по естественно-математическим наукам в школе происходит сокращение числа ребят, выбирающих для сдачи Единого государственного экзамена предметы, необходимые для поступления на направления инженерного профиля (физика, математика, химия и другие). Так, за последние 6 лет число выпускников, сдающих физику, сократилось на 48 %, математику — на 33 %, биологию — на 25 %, химию — на 11 %. Работу по повышению престижа профессии инженера необходимо проводить совместно — государству, вузам и предприятиям. Со стороны Минобрнауки России уже реализуется ряд мер, в частности — это две стипендии Правительства РФ: имени С. П. Королева (для учащихся вузов, имеющих значительные достижения в области инженерного дела) и имени К. А. Валиева (для учащихся, имеющих значительные достижения в области электронной промышленности).
Еще одной важной мерой совершенствования подготовки инженерных кадров, в первую очередь для субъектов России, стали образовательные программы в сетевой форме. Благодаря им региональные вузы объединяют компетенции с ведущими университетами страны. По словам Министра, программа стала своего рода решением проблемы оттока абитуриентов из регионов.
Подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности является целью федерального проекта Минобрнауки России «Передовые инженерные школы». 30 таких школ открылись на базе вузов в 15 регионах России. Участникам проекта в течение трех лет будет направлено 37 млрд рублей, главным условием создания школы стало привлечение вузом промышленных партнеров.
По словам главы Минобрнауки России, из-за недостаточно высокого качества подготовки по естественно-математическим наукам в школе происходит сокращение числа ребят, выбирающих для сдачи Единого государственного экзамена предметы, необходимые для поступления на направления инженерного профиля (физика, математика, химия и другие). Так, за последние 6 лет число выпускников, сдающих физику, сократилось на 48 %, математику — на 33 %, биологию — на 25 %, химию — на 11 %. Работу по повышению престижа профессии инженера необходимо проводить совместно — государству, вузам и предприятиям. Со стороны Минобрнауки России уже реализуется ряд мер, в частности — это две стипендии Правительства РФ: имени С. П. Королева (для учащихся вузов, имеющих значительные достижения в области инженерного дела) и имени К. А. Валиева (для учащихся, имеющих значительные достижения в области электронной промышленности).
Еще одной важной мерой совершенствования подготовки инженерных кадров, в первую очередь для субъектов России, стали образовательные программы в сетевой форме. Благодаря им региональные вузы объединяют компетенции с ведущими университетами страны. По словам Министра, программа стала своего рода решением проблемы оттока абитуриентов из регионов.
Подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности является целью федерального проекта Минобрнауки России «Передовые инженерные школы». 30 таких школ открылись на базе вузов в 15 регионах России. Участникам проекта в течение трех лет будет направлено 37 млрд рублей, главным условием создания школы стало привлечение вузом промышленных партнеров.
«Замысел очень простой: есть партнер, который ставит реальные инженерные задачи, а уже через их решение трансформируется инженерное образование», — пояснил Министр.
Кроме того, особое внимание уделяется деятельности студенческих конструкторских бюро (СКБ) на базе передовых инженерных школ и инжиниринговых центров. По поручению Президента России Владимира Путина Минобрнауки России развивает сетевой формат работы СКБ.
Важным элементом развития инженерного образования в России стало создание сети современных университетских кампусов. На базе вузов будет появляться новая технологичная инфраструктура, где на современном оборудовании студенты, преподаватели и ученые смогут совместно заниматься прототипированием, конструированием и другими инженерными задачами. Уже в этом и следующем году свои двери для них откроют кампусы: МГТУ имени Н. Э. Баумана в Москве и Калуге, УрФУ — в Екатеринбурге, НГУ — в Новосибирске.
Важным элементом развития инженерного образования в России стало создание сети современных университетских кампусов. На базе вузов будет появляться новая технологичная инфраструктура, где на современном оборудовании студенты, преподаватели и ученые смогут совместно заниматься прототипированием, конструированием и другими инженерными задачами. Уже в этом и следующем году свои двери для них откроют кампусы: МГТУ имени Н. Э. Баумана в Москве и Калуге, УрФУ — в Екатеринбурге, НГУ — в Новосибирске.
«Это новые пространства, которые мы будем осваивать с вами — предприятиями реального сектора экономики. И большинство лабораторий, инновационных площадей должны быть сделаны с вашим участием, исходя из ваших потребностей», — заключил Валерий Фальков.
В расширенном заседании приняли участие представители Союза машиностроителей России, руководители корпораций и крупных промышленных предприятий, сенаторы и депутаты Государственной Думы, председатели российских профсоюзных организаций и другие представители министерств, ведомств и организаций.
В заключении состоялась торжественная церемония награждения, в ходе которой государственные и ведомственные награды получили члены Бюро, представители министерств и ведомств, предприятий и организаций Союза и Лиги.
В заключении состоялась торжественная церемония награждения, в ходе которой государственные и ведомственные награды получили члены Бюро, представители министерств и ведомств, предприятий и организаций Союза и Лиги.