Чтобы достичь поставленной президентом России цели войти в число ведущих 25 стран мира по плотности роботизации (содержится в указе «О национальных целях развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»), нужно увеличить плотность роботизации до 194 роботов на 10 тыс. работников к 2030 году. Такие расчеты приведены в исследовании компании Kept (есть у РБК).
Сейчас плотность роботизации в России, по данным Минпромторга, составляет 19 роботов на 10 тыс. сотрудников (среднемировой уровень — 162 на 10 тыс.). По оценке Kept, для выполнения поставленной президентом задачи нужно нарастить парк промышленных роботов в девять раз — с текущих 12,8 тыс. до 123 тыс. единиц. Это потребует среднегодового темпа роста парка роботов на уровне 38%, что существенно выше тех темпов, которые есть сейчас (12,5%). Для сравнения: среднегодовой темп прироста парка промышленных роботов в Китае составляет 29%.
Сейчас плотность роботизации в России, по данным Минпромторга, составляет 19 роботов на 10 тыс. сотрудников (среднемировой уровень — 162 на 10 тыс.). По оценке Kept, для выполнения поставленной президентом задачи нужно нарастить парк промышленных роботов в девять раз — с текущих 12,8 тыс. до 123 тыс. единиц. Это потребует среднегодового темпа роста парка роботов на уровне 38%, что существенно выше тех темпов, которые есть сейчас (12,5%). Для сравнения: среднегодовой темп прироста парка промышленных роботов в Китае составляет 29%.

Справедливы ли выводы
На данный момент спрос на роботизацию увеличился незначительно, несмотря на нехватку кадров рабочих специальностей, о которых заявляют промышленники, и на необходимость повышать производительность труда, отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Ольга Мудрова.
На данный момент спрос на роботизацию увеличился незначительно, несмотря на нехватку кадров рабочих специальностей, о которых заявляют промышленники, и на необходимость повышать производительность труда, отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Ольга Мудрова.
«Соответственно, проблема глубже, чем просто нежелание приобретать и устанавливать роботов. Необходимо перестраивать сам технологический уклад производства так, чтобы роботы были логичным и доступным средством современного производства», — считает она. Меры поддержки, заявленные государством на повышение плотности роботизации, по ее мнению, должны увеличить количество проектов с роботами в промышленности. «Но сейчас сложно сказать, будет ли их достаточно для достижения необходимых показателей, поскольку не все меры заработали в полном объеме», — оговорилась Мудрова.
Исполнительный директор НАУРР также подчеркнула, что с развитием современных технологий робототехнику нужно поддерживать не только в ее промышленном сегменте, но и в сервисном (роботы, созданные для решения типовых задач в различных сферах, например медицине, торговле и сфере услуг и др.).
«В сегменте сервисной робототехники никаких мер поддержки, к сожалению, пока не предусмотрено, однако этот сегмент может стать серьезным драйвером для достижения технологического лидерства, поскольку очень большое количество компаний занимаются разработками в этой сфере», — отметила она.
Крупнейшими потребителями роботизированных решений в России, по оценке Kept, являются КамАЗ и АвтоВАЗ. Производитель грузовых автомобилей в рамках программы роботизации до 2030 года планирует увеличить количество роботов с 231 до 923, что повысит плотность роботизации завода с 60 до 280 роботов на 10 тыс. работников. Это должно помочь компании в решении проблемы дефицита кадров, который составляет 4 тыс. человек, отмечается в исследовании.
На АвтоВАЗе, в свою очередь, работает свыше 1,3 тыс. роботов, а, к примеру, линия сварки LADA Granta роботизирована на 84%, поделился представитель компании.
Сооснователь компании «Промобот» Олег Кивокурцев считает существующие меры поддержки бизнеса «беспрецедентными». С точки зрения создания новых производств и устройств доступно огромное количество грантов, программ финансирования, льготного кредитования. С точки зрения внедрения подобного рода устройств работает постановление правительства № 719, по которому отечественные роботы имеют возможность поступать на предприятие со скидкой до 50%.
На АвтоВАЗе, в свою очередь, работает свыше 1,3 тыс. роботов, а, к примеру, линия сварки LADA Granta роботизирована на 84%, поделился представитель компании.
Сооснователь компании «Промобот» Олег Кивокурцев считает существующие меры поддержки бизнеса «беспрецедентными». С точки зрения создания новых производств и устройств доступно огромное количество грантов, программ финансирования, льготного кредитования. С точки зрения внедрения подобного рода устройств работает постановление правительства № 719, по которому отечественные роботы имеют возможность поступать на предприятие со скидкой до 50%.
«На сегодняшний день отечественная отрасль роботизации находится на стадии формирования. Главной проблемой остается время, необходимое для создания института интеграторов, налаживания взаимодействия между производителями комплектующих и поставщиками, а также открытия новых производств», — указал Кивокурцев.
Представитель пресс-службы Минпромторга отказался от комментариев.