сервисы
контакты
мероприятия
новости
деятельность
об ассоциации

Актуальные дополнения к исследованию «Разработчики, производители, поставщики логистической робототехники - 2023»

В октябре 2023 года Национальная Ассоциация участников рынка робототехники представила обзор российских игроков в сфере логистической робототехники. Мы решили расширить эту картину, добавив актуальные мировые и отечественные данные.

Мировой рынок профессиональных сервисных роботов продолжает демонстрировать рост: по данным Международной федерации робототехники (IFR), в 2023 году продажи увеличились на 30%, достигнув 205 тысяч единиц

Аналитики прогнозируют дальнейшее бурное развитие этого сегмента. Ожидается, что к 2037 году мировой рынок логистических роботов достигнет 68 миллиардов долларов США, при среднегодовом темпе роста 16,9%. В 2025 году его объем оценивается в 10,25 миллиарда долларов, а в 2024 году он составлял 9,03 миллиарда долларов.

Какой же потенциал развития отрасли на Российском рынке?

По данным отраслевого портала Logistics.ru, российский рынок складской недвижимости показывает рекордные результаты. По итогам 2024 года было введено более 4,9 миллиона квадратных метров новых площадей, что на 21% больше, чем годом ранее. Это исторический максимум, свидетельствующий о высоком спросе.

Первое полугодие 2025 года также стало рекордным: введено 2,6 миллиона квадратных метров складских площадей, что в 2,5 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Эксперты ожидают, что спрос останется стабильно высоким, а к 2026 году начнется его постепенная стабилизация.

На фоне этих тенденций растет и готовность российского бизнеса к внедрению логистических роботов. Совместное исследование Яндекс Роботикс и «Промышленной Робототехники», проведенное в начале 2025 года среди 112 компаний из сфер ритейла, e-commerce и логистики, показало, что 87,5% опрошенных готовы к внедрению мобильных роботов. Это свидетельствует о высоком потенциале для развития рынка роботизированных логистических решений в России.

В октябре 2023 года мы провели анализ, выделив 5 сегментов среди организаций, занимающихся логистической робототехникой. Сегодня обратим внимание на изменения внутри сегмента российских компаний, специализирующихся на разработке и производстве роботов для складских операций:

За последние 2 года к этому сегменту присоединились два новых крупных игрока рынка. Ранее эти компании занимались автоматизацией складских систем, теперь также активно развивают и внедряют собственные роботизированные решения для этих задач. Речь идет о компаниях «Комитас» из Москвы и «Семаргл» из Санкт-Петербурга.

Кроме того, в 2023 году на рынке появился еще один разработчик мобильных роботов для складов – компания «Валдай Роботы».

Чтобы проследить динамику объема выручки российских производителей и разработчиков робототехники для склада (см. Инфографику 2 в исследовании НАУРР от октября 2023г.), мы посчитали эти показатели в 2023 -2024гг.

Важно отметить, что мы не учитывали данные компаний «Комитас» и «Семаргл», так как их основная специализация — автоматизация складских процессов, не связанная напрямую с робототехникой. Также из нашего анализа была исключена компания «Сервосила». Причина в том, что их мобильный робот, согласно описанию, не предназначен для работы на складах и в закрытых помещениях.

Итак, по нашим расчетам, в 2023 году суммарная выручка компаний, занимающихся разработкой и производством складской робототехники, составила 203,2 миллиона рублей. В 2024 году этот показатель достиг 221 миллиона рублей.

Важно отметить, что по сравнению с 2022 годом, в 2023 году общий объем выручки российских производителей и разработчиков складских роботов сократился более чем в три раза. В 2024 году ситуация практически не изменилась, показав лишь незначительный рост на 8%.

Как мы видим, не смотря на высокий потенциал развития, отрасль все еще сталкивается с серьезными трудностями и нуждается в дальнейшей поддержке.
Мы задали несколько вопросов участникам Ассоциации, занимающихся роботизацией логистических процессов. Предлагаем Вам ознакомиться не только с примерами решений, представленными на рынке, но и с разными сценариями их внедрения и со сложностями, которыми сталкиваются компании-разработчики.


1. ООО «Семаргл», Васильева Александра Вячеславовна, руководитель отдела маркетинга


Расскажите о решении, о котором пойдет речь:

«СЁМАБОТ» - инновационная транспортная платформа (AVG-робот) российского производства для автоматизации интралогистики (Рис. 1).

Компактный и маневренный робот точно перемещается по заранее программируемым маршрутам с помощью QR-навигации. Также возможно автономное движение посредством SLAM.
Может осуществлять разворот на месте и адаптирован для применения в ограниченном пространстве производственного помещения/склада.
В зависимости от производственных задач, СЁМАБОТ может оснащаться дополнительным оборудованием (Рис.2):
  • подъемный стол ножничного типа (загрузка/выгрузка ТМЦ);
  • роликовый/ленточный конвейер;
  • винтовой подъемник и т.д.

Рис. 1
Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно внедрять подобную роботизированную технику?

Мобильный робот СЁМАБОТ предназначен для транспортировки тарно-штучных грузов (паллета, стеллаж, ящик, бочка и т.д.), он обеспечивает надежное перемещение грузов до 6000 кг.

Какие возможности предоставляет внедрение вашего решения?

Рис. 2
  • Объединение разнесенных между собой производственных участков в единую производственную линию
  • Транспортировка готовых изделий к участку комплектации
  • Поддержание заданной тактовой частоты производства
  • Точное позиционирование контейнеров с заготовками в зонах погрузки/разгрузки

Каковы ключевые факторы, делающие «Сёмабот» привлекательным для внедрения с точки зрения инвестиций?

  • Исключение участия человека в транспортировочном процессе;
  • Возможность наладить бесперебойное перемещение ТМЦ и обеспечить стратегию 24/7/365;
  • Устранение производственных ошибок (человеческий фактор);
  • Оптимизация затрат на транспортировку и персонал;
  • Повышение безопасности перемещений;
  • Возможность интеграции с автоматизированными складскими системами и/или станочным оборудованием;
  • Обеспечение гибкости производственного процесса.
+ поддержка Минпромторга РФ (компенсация затрат на приобретение роботов)


2. ГК «Умный сервис», Иванников Дмитрий Иванович, заместитель руководителя отдела «Роботизации»

Расскажите о решении:

Пилотный проект для одного из ключевых клиентов (топ-5 ритейла), включающий связку палетоперевозчиков и автоматических палетообмотчиков.

Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно внедрять подобный роботизированный комплекс?

Комплекс рационально внедрять на объектах, где выполняются операции по перемещению и последующей обмотке палет (склады, логистические центры, производства). Основные потребители — крупные ритейлеры, дистрибьюторы и промышленные предприятия.

Каковы ключевые факторы, делающие это решение привлекательным для внедрения с точки зрения инвестиций?

Исключение человеческого фактора,
Упорядочивание процесса,
Повышение его прогнозируемости.

В чем заключаются его отличительные особенности и конкурентные преимущества?

Автоматизация связки транспортировки и обмотки палет, что снижает зависимость от ручного труда и повышает стабильность операций.

На какой эффект от внедрения могут рассчитывать заказчики?

Повышение эффективности и надежности процессов перемещения и упаковки палет, снижение ошибок и простоев.

Возможно ли измерить эффективность технологий в складской логистике? Как?

Да, эффективность можно измерить через:
  • Снижение времени обработки палет,
  • Уменьшение доли брака из-за человеческого фактора,
  • Рост скорости выполнения операций,
  • Снижение затрат на ручной труд.

3. AXELOT TECH, Сетюков Тимур Анверович, генеральный директор

Расскажите о решении:

Начну с того, что AXELOT TECH является дилером компании EP Equipment, производящей погрузочную технику и имеющей колоссальный опыт и понимание процессов. Модельный ряд напольных роботов у EP Equipment поражает: тележки, штабелеры, погрузчики с различной грузоподъемностью и высотой подъема. В ассортименте EP Equipment можно найти «роботизированные» версии практически всех моделей традиционной погрузочной техники.
Сегодня я хочу рассказать про роботов для транспортировки, размещения на хранения и отбора пластиковых ящиков. У них много модификаций, и наиболее распространенной, предложенной в свое время компанией HAI, является этажерка, на которой может храниться и перевозиться определенное количество ящиков. Однако, EP Equipment предложила другой подход: робот, который может поднимать стопку ящиков и из-под нее доставать нужный для отбора. Далее этот ящик транспортируется к станции, где выполняются операции отбора или пополнения.

Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно внедрять подобную роботизированную технику?

На складе, где используются роботы для работы с пластиковыми ящиками от EP Equipment, снижена потребность в использовании стеллажей, т.к. товар

Рис. 3
можно хранить непосредственно в самих ящиках, установленных стопками. Такой подход может быть интересным решением, например, для склада запасных частей или комплектующих с потребностью в высокой плотности хранения продукции.

Безусловно, у любой технологии есть ограничения – в данном случае это высота и скорость отбора.

Каковы ключевые особенности и конкурентные преимущества внедряемых компанией решений?

Преимуществами такой технологии являются компактность хранения, отсутствие стеллажных конструкций (или минимальное их наличие), что означает простоту и более низкий объем капитальных затрат на этапе внедрения.

Рис. 4
В качестве примера приведем фото зоны хранения с роботизированным отбором и размещением (Рис. 3, зеленые ящики) и фото «классической» зоны хранения с ручным отбором и размещением (Рис. 4, синие ящики). Такой роботизированный склад может успешно заменить один-два уровня мезонина.


Следующий проект Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско - технологического института оборудования нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности показателен для общего представления о возможностях и ограничениях подобных решений.

4.  АО «ВНИКТИнефтехимоборудование», Пузанов Андрей Ильич, начальник отдела технологического развития

Расскажите о проекте:

На предприятии критически важны операции перемещения больших мешков (биг-бэгов) с реагентами со склада в автоматические производственные линии и обратно (на склад готовой продукции). В настоящее время эти задачи выполняются персоналом с использованием погрузчиков.

Проект предполагал создание полностью автоматизированного складского решения, включающего:
  • Автоматизированную приемку: Разгрузка и регистрация характеристик каждого биг-бэга (химический состав, вес, партия и т.д.) в выделенной зоне.
  • Роботизированное складирование: Интеллектуальная система размещения мешков на складе.
  • Управление выдачей: Оператор задает требуемое количество реагента; система автоматически определяет и перемещает нужные биг-бэги к линии загрузки.
  • Возврат и отгрузку готовой продукции: Заполненные мешки автоматически отправляются на склад ГП. Для отгрузки оператор указывает вид и количество продукта; система формирует и перемещает заказ к зоне выгрузки.

Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно внедрять подобный роботизированный комплекс?

Решение актуально для предприятий, работающих с сыпучими материалами и реагентами, требующими точного дозирования и перемещения больших объемов, таких как:
  • Производство удобрений, кормов, катализаторов.
  • Химическая промышленность (порошки, гранулы).
  • Любые производства, использующие биг-бэги с сырьем или готовой продукцией.

В чем заключаются основные ожидаемые преимущества проекта?

  • Повышение безопасности: Исключение персонала из зон с повышенным риском (взвеси, шум, движение транспорта).
  • Непрерывность производства: Круглосуточная работа без перерывов.
  • Минимизация ошибок: Снижение влияния человеческого фактора при подборе и подготовке реагентов.
  • Оптимизация логистики: Четкая система учета и размещения грузов, ускорение процессов перемещения.
  • Повышение точности учета: Автоматическая регистрация всех параметров груза на входе.

Каково экономическое обоснование проекта (выявленные сложности)?

Основным барьером для реализации стал экономический расчет. Анализ показал, что:
  • Эффект недостаточен: Ожидаемая экономия от внедрения (за счет снижения зарплат, повышения скорости и т.д.) оценивалась как незначительная в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
  • Длительный срок окупаемости: Расчетная окупаемость инвестиций превышала 10 лет и была достижима только при условии практически бесперебойной работы системы в течение всего этого периода. Высокие первоначальные затраты и риски простоев системы не перевешивали потенциальные выгоды.

Возможно ли измерить эффективность технологий в складской логистике? Как?

Для комплексной оценки эффективности потребовалось бы отслеживать:
  • Производительность: Сравнение объемов выпуска продукции до и после внедрения (годовые показатели).
  • Безопасность: Динамика показателей травматизма и профзаболеваний.
  • Качество: Статистика производственных ошибок/брака, связанных с работой склада (ошибки кладовщиков, неверный подбор реагента).
  • Операционные затраты: Трудозатраты, расходы на ГСМ/электроэнергию для погрузчиков, затраты на хранение.

Важно: Точно оценить эффект возможно только при комплексном подходе, и наличии различного рода статистики производства, так как влияние на отдельные статьи затрат (например, только зарплата кладовщиков) могло быть неочевидным.


Дальше приводим примеры логистических разработок Донского государственного технического университета.

Первый проект разработан при поддержке гранта Фонда содействия инновациям, предоставленного в рамках программы «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».

5. ДГТУ, Изюмов Андрей Игоревич, заведующий кафедрой "Робототехника и мехатроника"
Расскажите о решении, о котором пойдет речь.

Мобильный робот для складской логистики (Рис. 5). Робот способен перевозить грузы массой до 100кг габаритами стандартного контейнера размерами 600х400х420мм. Перемещается по радиомаякам, расположенным, в складской зоне. Важное преимущество - способность перемещаться по улице между складами, работать в любую погоду и преодолевать пандусы под углом до 25 градусов

Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно внедрять подобную разработку?

Данная разработка подойдет небольшим предприятиям и организациям, с обширными прилегающими территориями. Изначально заказчиком было предприятие по ремонту грузовой техники где от склада до дальней ремонтной зоны расстояние около километра, данный робот мог бы без проблем перевозить запчасти со склада по улице до любой из ремонтных зон. Но по итогу они отказались от нашего предложения.

Рис. 5
Каковы ключевые факторы, делающие это решение привлекательным для внедрения с точки зрения инвестиций?

Робот берет на себя доставку грузов, что исключает необходимость человеку преодолевать путь от рабочего места до склада, и более продуктивно использовать это время. А так же согласно Федерального закона №426-Ф3 условия труда являются вредными при поднятие груза массой 50 кг и перемещение его на расстояние более 1 метра, робот решает эту проблему, благодаря чему не надо доплачивать надбавку за вредность сотрудникам. (В РФ 13% травм связаны с перемещением грузов).

В чем заключаются его отличительные особенности и конкурентные преимущества?

Возможность перемещаться по улице в любую погоду. Возможность преодоления пандуса с углом наклона вплоть до 25 градусов, а так же преодолевать ямы, порожки и прочие препятствия. Время зарядки 4 минуты, время работы более часа. Аккумуляторы нового поколения, тоже наша разработка.

На какой эффект от внедрения могут рассчитывать заказчики?

  • Увеличение продуктивности работы сотрудников;
  • Уменьшение времени задержки доставки грузов;
  • Улучшение условий труда персонала.

Возможно ли измерить эффективность технологий в складской логистике? Как?

Да, складская логистика это быстро и активно развивающаяся сфера. На данный момент в России имеется 45,7 млн м2 складских помещений, при этом ежегодный рост составляет 6,1 млн м2. Внедрение различных роботов и роботизированных систем позволяет значительно сократить время обработки заказов и улучшить условия работы персонала.


6. 6. И второй проект ДГТУ, Хашев Денис Рустамович, руководитель образовательной программы и проектной деятельности.
Расскажите о проекте, о котором пойдет речь.

Логистическая платформа "Бастион", которая предназначена для транспортировки грузов до 15 кг, в производствах среднего и малого бизнеса (Рис. 6).

Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно внедрять подобную разработку?

Основными потребителями могут быть производственные компании среднего и малого бизнеса, направленные на сферу разработок электроники и микроэлектроники.

Рис. 6

Каковы ключевые факторы, делающие это решение привлекательным для внедрения с точки зрения инвестиций?


Увеличение производительности предприятия за счет минимизации влияния человеческого фактора и уменьшения человеко-часов на изготовление продукта. Логистический мобильный робот "Бастион", будет способен в автономном режиме загружать и выгружать груз между производственными линиями в последовательности, заданной оператором через веб-приложение в связке с 1C производства


В чем заключаются его отличительные особенности и конкурентные преимущества?


  • Безопасная работа в среде с высокой проходимостью персонала;
  • Преодоление наклонных поверхностей до 10 градусов;
  • Динамическое изменение сценария движения между производственными линиями;
  • Отслеживание истории перемещений и ответственных за них авторизированных лиц

На какой эффект от внедрения могут рассчитывать заказчики?


  • Учет отгружаемых товаров и истории перевозки;
  • Автоматизация процессов логистики;
  • Минимизация ошибок доставки;
  • Уменьшение времени доставки груза.

Возможно ли измерить эффективность технологий в складской логистике? Как?


Измерить эффективность безусловно возможно. Это базовая задача решения задачи интеграции любого робота на производства. Основные факторы подсчета это затраченное время выполнения операции, объем перевозок, время простоя оборудования и конечно же производительность производства выражаемая в финансовом эквиваленте. Для проведения работ по интеграции робота, проводится анализ текущего состояния производства, составляется карта технологического процесса, фиксируются основные параметры отвечающие за критерии производительности. После чего моделируется измененный процесс производства после внедрения роботов и рассматривается временный затраты в новом цикле производства. Затем параметры сравниваются и фиксируется потенциальная эффективность. Далее принимается решение о разработке и внедрении решения в производство.



7. Компания COMITAS, Геллер Дмитрий Михайлович, директор департамента продаж автоматизированных решений

Расскажите о проекте, о котором пойдет речь:

Роботизация зоны комплектации на складе компании АСКОНА (Рис. 7)

Ключевые параметры технического решения:
  • AMR-роботы
  • Система put-to-light
  • Технология «товар к комплектовщику»
Инновационное оборудование:
  • AMR-роботы
  • Программное обеспечение COMITAS
Задачи проекта:
  • Повышение эффективности работы склада
  • Увеличение производительности при работе 24/7
  • Сокращение ошибок при отгрузках
  • Решение проблемы кадрового дефицита

Рис. 7
Уникальные возможности и преимущества:
  • Снижение нагрузки на персонал за счет реализации принципа «товар к человеку»
  • Автоматизированная технология доставки товара
  • Повышение скорости сборки и комплектации
  • Высокая скорость и точность операций обработки грузов
  • Повышение производительности труда
Результаты проекта:
  • Повышение производительности в отборе более чем в 6 раз
  • Максимально эффективная работа в ограниченном пространстве
  • Прирост плотности хранения
  • Снижение операционных затрат на персонал

Где, по вашему мнению, наиболее целесообразно внедрять подобную разработку?


Подобная технология будет интересна всем компаниям, которые сталкиваются с необходимостью комплектации заказов. Сейчас крупнейшими потребителями данных технологий являются ритейл, производство, e-com, дистрибуция. Наша компания более 10 лет назад начала заниматься автоматизацией и роботизацией складских и производственных комплексов. Мы были пионером на этом рынке среди российских компаний, и за эти годы автоматизировали множество объектов в самых разных отраслях.

Каковы ключевые факторы, делающие это решение привлекательным для внедрения с точки зрения инвестиций?


Опираясь на наш опыт, мы можем сказать, что сегодня широко раскрылись и начали показывать отличные результаты на практике складские роботизированные решения. Отличаясь относительно малыми инвестиционными вложениями, они в отдельных случаях способны показывать такие же результаты по производительности и функциональности, как и сложные логистические комплексы, обладая при этом гораздо меньшим сроком окупаемости. Мы считаем, что это открывает новые перспективы для самого широкого круга клиентов и является своего рода прорывом в автоматизации. Основным критерием для заказчиков роботизации является экономическая эффективность. Традиционный путь, по которому раньше шло большинство компаний, – это расширение штата сотрудников, увеличение площади складских помещений, переход на круглосуточный режим работы. Однако эти меры дают лишь временный положительный эффект, но при этом неизбежно приводят к увеличению издержек, особенно на фоне сегодняшних вызовов, связанных с рынком труда. Применение роботизированных решений на этом фоне позволяют значительно повысить производительность труда, сократить время на выполнение необходимых операций, что в результате увеличивает конкурентоспособность бизнеса.

В чем заключаются его отличительные особенности и конкурентные преимущества?


Наши клиенты, внедряя роботизацию на своих складах, выигрывают в экономии на ФОТ, либо на увеличении объема работы. Из-за роста зарплат складского персонала, окупаемость инвестиций, вложенных в роботизацию, за несколько лет значительно сократилась и составляет от 10 месяцев до 2-3 лет. Кроме того, еще одним из наиболее актуальных вызовов сегодняшнего дня стал дефицит кадров. Многие компании уже столкнулись со сложностями в комплектовании своих складов персоналом. В перспективе эта проблема будет лишь возрастать. К тому же наша страна начинает входить в демографическую яму, которая в ближайшей перспективе будет лишь углубляться. Решением этой задачи и для бизнеса, и для страны станет автоматизация бизнес-процессов (делегирование выполнения сложных и тяжелых операций машинам), а также развитие новых технологий и повышение эффективности труда. И чем быстрее это будет реализовано, тем лучше будет для бизнеса в частности и для страны в целом, учитывая актуальные политико-экономические явления как в России, так и в мире.

На какой эффект от внедрения могут рассчитывать заказчики?


На увеличение производительности при работе 24/7, сокращение ошибок при обработке груза, решение проблемы кадрового дефицита и в целом на повышение эффективности работы склада.

Возможно ли измерить эффективность технологий в складской логистике? Как?


Да, конечно. Параметры финансовой эффективности, экономия на ФОТ, увеличение количества и скорости обработки груза – все это можно измерить. Также технологии позволяют уменьшить издержки за счет сокращения количества ошибок.
Предлагаем узнать об актуальном интересе к роботизации в сфере логистики, препятствиях для развития, инновациях и реальных кейсах, особенностях выбора технологий и оценке эффектов в 5-м выпуске подкаста НАУРР «Роботы в деле» – «Логистика будущего: как роботы уже меняют отрасль»
*При использовании или копировании материалов, гиперссылка на источник обязательна.
Ольга Мудрова, исполнительный директор НАУРР om@robotunion.ru , +7 916 291-01-11
Анна Шитикова, отдел информации и исследований naurr@robotunion.ru, +7 950-427-86-80