Дискуссия вокруг автоматизации и роботизации в российском автопроме не прекращается, но реальный результат пока достаточно спорный. Теоретически роботы должны поднимать качество продукции и со временем снижать ее себестоимость, но на практике эффект пока не слишком заметен. Работы по улучшению качества ведутся медленно, а иногда и вовсе останавливаются, зато вместо реальных изменений отрасль поддерживают административными мерами вроде утильсбора.
По данным Минпромторга на март 2025 года, плотность роботизации в России составляла всего 29 роботов на 10 тысяч сотрудников! Для сравнения: среднемировой уровень, по статистике IFR за 2024 год, равен 162 единицам на ту же численность работников. Эта разница наглядно показывает, какой серьезный путь еще предстоит пройти российской промышленности, чтобы выйти хотя бы на базовый мировой уровень.
Развитие роботизации в российском автопроме вызывает неоднозначные мнения и среди наших экспертов. С одной стороны — они считают, что, прежде чем внедрять роботов, необходимо сначала автоматизировать базовые процессы на предприятиях. Как отметил один из участников обсуждения, «даже нормальные MES можно по пальцам посчитать в цехах». Это говорит о том, что для успешной роботизации необходим прочный фундамент в виде уже налаженных автоматизированных систем. Иначе роботы будут лишь дорогими, но неэффективными игрушками.
С другой стороны, результаты проведенного опроса отражают умеренно пессимистичный настрой большинства. Так, 33% респондентов считают, что роботизация ничего не поменяет. Этот результат заметно преобладает над другими вариантами. Для сравнения, лишь 25% ожидают роста качества, и всего 15% — более конкурентных цен. Такой скепсис может быть связан как с текущими экономическими условиями, так и с общим недоверием к масштабным технологическим проектам в РФ. Тем не менее, 13% опрошенных верят, что роботизация позволит запустить новые перспективные модели, что дает надежду на будущее развитие отрасли.
Но как бы там ни было, промышленность в любом случае не может оставаться на месте. Каждое предприятие, которое уже внедряет автоматизацию и роботов, получает конкурентное преимущество и опыт, который сложно догнать. Вопрос лишь в том, насколько быстро остальные игроки отрасли смогут пройти тот же путь и сделать технологический рывок не на бумаге, а в реальности.
По данным Минпромторга на март 2025 года, плотность роботизации в России составляла всего 29 роботов на 10 тысяч сотрудников! Для сравнения: среднемировой уровень, по статистике IFR за 2024 год, равен 162 единицам на ту же численность работников. Эта разница наглядно показывает, какой серьезный путь еще предстоит пройти российской промышленности, чтобы выйти хотя бы на базовый мировой уровень.
Развитие роботизации в российском автопроме вызывает неоднозначные мнения и среди наших экспертов. С одной стороны — они считают, что, прежде чем внедрять роботов, необходимо сначала автоматизировать базовые процессы на предприятиях. Как отметил один из участников обсуждения, «даже нормальные MES можно по пальцам посчитать в цехах». Это говорит о том, что для успешной роботизации необходим прочный фундамент в виде уже налаженных автоматизированных систем. Иначе роботы будут лишь дорогими, но неэффективными игрушками.
С другой стороны, результаты проведенного опроса отражают умеренно пессимистичный настрой большинства. Так, 33% респондентов считают, что роботизация ничего не поменяет. Этот результат заметно преобладает над другими вариантами. Для сравнения, лишь 25% ожидают роста качества, и всего 15% — более конкурентных цен. Такой скепсис может быть связан как с текущими экономическими условиями, так и с общим недоверием к масштабным технологическим проектам в РФ. Тем не менее, 13% опрошенных верят, что роботизация позволит запустить новые перспективные модели, что дает надежду на будущее развитие отрасли.
Но как бы там ни было, промышленность в любом случае не может оставаться на месте. Каждое предприятие, которое уже внедряет автоматизацию и роботов, получает конкурентное преимущество и опыт, который сложно догнать. Вопрос лишь в том, насколько быстро остальные игроки отрасли смогут пройти тот же путь и сделать технологический рывок не на бумаге, а в реальности.