Блог НАУРР

Где сегодня применяют сервисных роботов: размышляем об актуальности их существования

Несмотря на традиционное разделение робототехники на промышленную и сервисную, разработка и создание устройств в обоих сегментах проходят одни и те же процессы, во многих случаях используя общую компонентную базу. Активными потребителями робототехники при этом являются не только предприятия обрабатывающей промышленности, но и другие секторы экономики, включая добывающую отрасль, энергетику и социальную сферу. При этом возрастает общая потребность в комплексной автоматизации, охватывающей как промышленных роботов, так и системы сервисной робототехники.

Чтобы убедиться в неоспоримой пользе сервисных роботов, достаточно посмотреть на конкретные примеры их применения, которые доказывают, что они давно переросли этап бытовых приборов. Так, на критически важных объектах ТЭК сервисные машины выполняют задачи мониторинга и диагностики, работая в условиях, опасных для человека. Здесь они не просто экономят деньги, а спасают жизни и предотвращают катастрофы. Роботы-фермеры (связанные с агроробототехникой, которая занимает 14% патентов в сервисном сегменте) самостоятельно обрабатывают поля, собирают урожай и оптимизируют ресурсы. Они напрямую влияют на продовольственную безопасность страны — что может быть важнее?
В России уже готовится к выпуску беспилотный трактор, представляющий собой универсальную автономную роботизированную платформу без кабины. Это многофункциональное решение заинтересовало аэропорт «Пулково», что показывает его актуальность для применения в сложной инфраструктуре и множества других отраслей.

И давайте не забывать о крупных технологических прорывах в генеративном искусственном интеллекте, которые шаг за шагом расширяют возможности гуманоидных роботов и тех же сервисных систем. Роботы, способные самостоятельно решать задачи, меняют не только принцип их программирования, но и открывают дорогу к новому интеллектуальному производству и обслуживанию. Мы говорим уже не о заложенных алгоритмах, а об обучаемых, думающих машинах, которые также находят большое применение в медицине, охране, логистике и пр.

Развитие робототехники предоставит России возможность эффективно решать самые разные задачи, что укрепит ее позиции на международной арене и поможет реализовать национальные интересы в плане технологического лидерства. И это не пустые слова: сегмент сервисной робототехники является одним из самых быстрорастущих в мире, демонстрируя прирост на уровне 48% ежегодно, и ожидается, что в ближайшие 4 года он значительно вырастет. Этот сегмент уже более чем в 1,5 раза превышает рынок промышленных роботов. Более того — в российском энергетическом секторе до 90% необходимых устройств составляют именно сервисные роботы, и лишь 10% — промышленные.

Из этого всего очевидно, что сервисные роботы сегодня перестали быть второстепенными и малозначительными. Они постепенно становятся ключевым инструментом в отраслях, критически важных для экономики (включая тот же ТЭК, который занимает третье место по внедрению ИИ). Поэтому в НАУРР уверены, что государству необходимо поддерживать весь спектр робототехники без исключения — иначе мы упустим стремительно развивающийся, человекоориентированный и очень прибыльный рынок.