Блог НАУРР

«ЛЕНТА» масштабирует роботизацию: 72 робота уже вышли на смену в гипермаркетах России

Директор по инновациям «Группы Лента» Ольга Караева поделилась с НАУРР подробностями планов по роботизации торговых точек компании. Предыстория вопроса – в релизе «Ленты», а мы - с подробностями.

Какой примерный экономический эффект от замены живого персонала на роботов планирует получить бизнес? Как скоро? Или подобное нововведение – дань моде на роботизацию?
Мы рассматриваем роботизацию процессов как вспомогательный инструмент. Мы перешли от пилотных тестов к масштабированию, и на сегодняшний день в наших процессах задействованы 72 робот-уборщика.

Если говорить о клининге, техника берет на себя наиболее трудоемкие и рутинные задачи, облегчая физическую нагрузку на сотрудников и помогая перераспределить их внимание на приоритетные процессы. Решение окупается за счет оптимизации расходов на персонал и отказа от аренды поломоечных машин.
Торговые точки в каких регионах затронула роботизация?
Роботов-уборщиков мы применяем в гипермаркетах, которые находятся в Ростове-на-Дону, Красноярске, Санкт-Петербурге, Пскове, Нижнем Новгороде, Всеволожске, Омске, Томске, Воронеже, Мытищах, Ставрополе, Новокузнецке, Троицке, Перми, Самаре, Москве, Волгограде и Ачинске.
Есть ли какая-то обратная связь от клиентов? Как отнеслось к новинке старшее поколение?
Клиенты реагируют на роботов спокойно, многие из них привыкли использовать похожие устройства дома. Компьютерное зрение позволяет роботу уходить от препятствий и не наезжать на людей.

Кстати, у нас были случаи, когда покупатели резко выпрыгивали прямо на пути робота, чтобы посмотреть на его реакцию. Машина останавливалась. У нее довольно низкая скорость передвижения и есть защита, что позволяет сделать уборку безопасной для покупателей и сотрудников.
Как дался переход на роботов штату сотрудников? Интересует успешность обучения персонала, который будет курировать новых работников.
Если бизнес-процессы выстроены, к новым технологиям всегда относятся очень осторожно, потому что для их изучения и внедрения нужны ресурсы и время. Плюс роботы-уборщики все равно нуждаются в доработках: порой, к примеру, у них случаются проблемы с навигацией, которая требует отладки.

Во время пилота в гипермаркете Санкт-Петербурга осознание того, что робот – это помощник, а не просто модный девайс, появилось только тогда, когда начался сезон отпусков.

Для эффективной интеграции роботов-уборщиков в операционные процессы гипермаркетов «Лента» была организована система обучения и информационной поддержки. Совместно с подрядчиком подготовлены краткие и наглядные видеоролики, демонстрирующие основные правила эксплуатации и обслуживания робота.

Помимо роботов-перевозчиков паллет в компании также тестируют робота-проумотера и робота-помощника в магазине.
2025-10-07 18:00