Новости НАУРР

Больше трех тысяч школьников вышли в финал Национальной технологической олимпиады Junior

Заключительный этап Национальной технологической олимпиады Junior (НТО Junior) для 5−7 классов пройдет с 14 по 20 ноября. К участию в финалах приглашены 3497 школьников со всей России. Соревнования пройдут очно в 41 регионе страны и на Федеральной территории «Сириус», а также в дистанционном формате.

НТО Junior — это трек Национальной технологической олимпиады, которая проводится при координации Министерства науки и высшего образования РФ, проектный офис НТО развернут на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при методическом сопровождении Кружкового движения НТИ совместно с АНО «Платформа НТИ», АНО «Россия — страна возможностей» и Агентством стратегических инициатив.

«Больше 700 потенциальных финалистов НТО Junior обучаются в школах Московской области, свыше 600 ребят — в Новосибирской области, и больше 300 участников — в Санкт-Петербурге, — отметил генеральный директор АНО „Россия — страна возможностей“ Алексей Комиссаров, — В этом сезоне география финалов существенно выросла, что позволило вовлечь в проект ребят из еще большего числа регионов России. Соревнования по всем семи инженерным направлениям олимпиады пройдут в очном формате в 13 регионах, еще в 28 регионах и на Федеральной территории „Сириус“ заключительный этап состоится по части направлений».

Финалисты НТО Junior соревнуются по семи технологическим направлениям — сферам:
  1. Технологии и виртуальная реальность — участникам предстоит отладить работу центрального процессора, управляющего виртуальной вселенной, используя VR-симулятор. Они восстановят поврежденные элементы, а затем найдут и устранят причину некорректной работы. Школьники продемонстрируют умение составлять алгоритмы, читать программный код и находить ошибки, а также работать с объектами виртуальной реальности и понимать, как их свойства влияют на систему.
  2. Технологии и виртуальные помощники — финалисты займутся разработкой чат-бота «Библиотекарь», помогающего подобрать книгу для чтения. Команды проанализируют статистические данные и создадут систему, способную рекомендовать пользователю книгу, которая будет интересна именно ему. Участникам пригодятся навыки работы с данными, технологиями инфографики и визуализации данных, программирования.
  3. Технологии и компьютерные игры — участникам необходимо доработать компьютерную игру с учетом результатов бета-тестирования. Школьники будут решать задачи, связанные с анализом данных и выбором следующих шагов в разработке игры, написанием сценариев и работой игровых механик, поиском ошибок и их устранением. Участники продемонстрируют реальные компетенции, нужные в игровой индустрии: тестирование, моделирование, работа с кодом и проектной документацией.
  4. Технологии и космос — финалистам предстоит решить задачу по управлению системой лазерной связи. Команды должны будут выполнить миссию в виртуальном симуляторе и провести «планетоход» по лабиринту с помощью лазерного луча. Участникам пригодятся навыки 3D-моделирования для доработки моделей в симуляторе и программирования, чтобы разработать удобную систему управления «планетоходом».
  5. Технологии и креативное программирование — команды финалистов в симуляторе проведут диагностику и ремонт робота-разведчика, который по легенде находится на другой планете. Для успешного решения задачи понадобятся знания математики и физики, навыки программирования, знакомство с электроникой и схемотехникой.
  6. Технологии и роботы-исследователи — финалисты должны запрограммировать систему устройств для добычи нефти: робота-исследователя месторождений полезных ископаемых и нефтеперекачивающую станцию. Система должна управляться с одного ИК-пульта. Чтобы успешно справиться с задачей, командам понадобятся инженерные компетенции в проектировании электрических схем и умение программировать.
  7. Технологии и роботы на производстве — участники в командах отладят работу виртуальной модели завода. Необходимо рассчитать объемы, которые фабрика может производить, хранить и отгружать, подключить оборудование и запрограммировать его работу. Школьникам предстоит поработать с технической документацией, провести расчеты допустимых показателей и разработать алгоритм работы конвейера.

Ответственный секретарь оргкомитета НТО, проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов подчеркнул, что междисциплинарные задания и максимальная приближенность к реальности всегда были и остаются отличительной чертой Национальной технологической олимпиады, в том числе юниорского трека:
«И участники, и финалисты Национальной технологической олимпиады Junior могут своими глазами увидеть, как выглядят комплексные инженерные задачи, связанные с конкретными технологиями, индустриями и современными профессиями. В каждой сфере требуются компетенции, которые нужны для решения подобных задач в реальности, это база, начиная с которой ребята могут вырасти в настоящих специалистов. Мы видим, что опыт участия в НТО Junior помогает школьникам пройти в финал трека НТО для учащихся 8−11 классов, и многие бывшие юниоры успешно соревнуются на следующем уровне олимпиады, победа в котором открывает им двери в ведущие технологические вузы России», — рассказал Дмитрий Земцов

Всего в 2022 году заявки на участие в НТО Junior для 5−7 классов подал 21 661 школьник из всех регионов России. В пятерку регионов-лидеров по количеству юниоров НТО вошли Московская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Москва и Томская область. Итоги четвертого сезона НТО Junior будут подведены после 20 ноября. После этого организаторы олимпиады пригласят команды, показавшие лучшие результаты, на федеральный Слёт юниоров НТО, который пройдет в декабре в Москве.

Национальная технологическая олимпиада Junior входит в национальный проект «Образование». Победителей ждут дипломы в портфолио достижений, а также возможность принять участие в других проектах и конкурсах Кружкового движения НТИ и партнеров.

Источник
конкурсы