сервисы
контакты
мероприятия
новости
деятельность
об ассоциации

Темпы роста рынка роботов в пищевой промышленности. Роботизация операций

Продолжаем рассматривать обрабатывающую отрасль в пищевой промышленности.

Попробуем рассчитать примерный желательный темп роста применения роботов в пищевой промышленности, опираясь на мировые тенденции и прогнозы.
Мировой рынок роботов для пищевой промышленности, по прогнозам экспертов, достигнет 9,2 млрд долл. США к 2028 году, при его оценке примерно в 2,2 млрд долл США в 2023 году.

Таким образом, примерный ежегодный темп роста мирового рынка пищевой промышленности составит 43%.
Опираясь на данные Росстата, мы посчитали, что в 2024 году на предприятиях, занимающихся производством пищевых продуктов (ОКВЭД 10) и напитков (ОКВЭД 11) применялось 3751 робот (промышленных и логистических). Следовательно, для соответствия мировым трендам, в России должно быть установлено 1613 роботов в пищевой промышленности в 2025 году, 2307 роботов в 2026 году и 3299 роботов – в 2027. Таким образом, к 2028 году в пищевом секторе России (не включая с/х комплекс), будет использоваться почти 11 тыс. логистических и промышленных роботов (Рис.1).

По словам гендиректора H&N Якуба Закриева, уровень автоматизации в пищевом производстве за последние 5 лет вырос с 38% до 50%.

Основными операциями, которые выполняют роботы в пищевом производстве являются перемещение изделий (79%) и паллетирование (63%).

Особое значение имеет сегмент обработки продукции, где роботы успешно справляются с сортировкой, упаковкой и контролем качества.

Рис. 1
Благодаря этому, вероятность брака снижается, качество продуктов растет, а сами производственные процессы ускоряются, что в итоге повышает общую производительность. По информации Минсельхоза, роботизация в переработке улучшает качество упаковки, повышая эффективность на 42%

По оценкам экспертов, например, участника НАУРР, который, специализируется на интеграции передовых решений, в том числе для пищевой индустрии, инвестиции в роботизацию сортировочных линий могут достигать порядка 7 млн руб.

Параллельно с этим, в России продолжается активное внедрение обязательной цифровой маркировки товаров, известной, как система «Честный знак». Ее цель - защита прав потребителей и борьба с нелегальным оборотом продукции. Требования к маркировке пищевой продукции изложены в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 022/2011.

Продукты, подлежащие обязательной маркировке:
Молочная продукция
Упакованная вода
Пиво и слабый алкоголь
Безалкогольные напитки
Икра осетровая и красная
Растительные масла
Консервы
Молочная продукция
И другие

Российские компании-интеграторы предлагают автоматизированные и роботизированные системы, призванные помочь производителям адаптироваться к новым, зачастую более строгим, требованиям в сфере маркировки и отслеживания продукции. Эти решения позволяют оптимизировать процессы, повысить точность и минимизировать риски ошибок, связанные с человеческим фактором.

Один из системных интеграторов, работающих на рынке, поделился информацией о средней стоимости оборудования, необходимого для внедрения роботизированной маркировки продукции. По их оценке, в среднем, компаниям придется потратить около 15 млн руб. на приобретение и установку необходимого оборудования.

Переход к роботизации в пищевой промышленности – это не просто следование современным тенденциям, а стратегическое решение. Внедрение роботов позволяет значительно увеличить свою конкурентоспособность, добиться стабильно высокого качества выпускаемой продукции и, что самое главное, полностью соответствовать ожиданиям современного рынка.

Ольга Мудрова, исполнительный директор НАУРР om@robotunion.ru , +7 916 291-01-11
Анна Шитикова, отдел информации и исследований naurr@robotunion.ru, +7 950-427-86-80